Форум » Инновационные процессы в деятельности образовательных учреждений как условие повышения качества общего образования » Школа будущего » Ответить

Школа будущего

Admin: Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию небольшой набросок мыслей корреспондента газеты "Первое сентября" Анатолия Витковского, который сейчас проводит небольшой опрос по поводу ставших уже привычными размышлений о несоответствии школьного обучения жизни. Вот что он нам пишет: "Для многих это уже давно банальность, но, думаю, не все педагоги согласятся с этим. Что Вы думаете по этому поводу? Действительно ли массовая школа сильно отстала от жизни? И будет ли этот разрыв усиливаться в обозримом будущем, скажем, в ближайшие 10 лет? Или противоречия вскоре начнут постепенно разрешаться? У меня этот вопрос возник в связи с размышлениями по поводу того, что в последнее время появилось много публикаций, где самые разные люди пытаются представить образ школы будущего (образования будущего)? Я сделал небольшой набросок мыслей по этому поводу. С уважением, Анатолий Витковский" "В последние года заметно увеличилось количество людей, задумывающихся о том, какой будет школа будущего? И шире – образование будущего? Проводятся конференции, где участники по несколько дней к ряду пытаются найти ответ (ответы) на этот вопрос. Например, на конференции EduCamp – 2010 три дня шла работа над составлением форсайта “Образование 2025″ http://edu.rucamp.org . На прошедшем в этом году форуме «Дополняя реальность» одним из ключевых стал вопрос: «Какие решения в области информационных, коммуникационных, аудиовизуальных и интерактивных технологий смогут сыграть решающую роль в обеспечении парадигмы образования XXI века?” ( http://pedsovet.org/content/view/11223 ). В интернете появляется все больше ссылок на аудио и видеозаписи с прогнозами грядущих в образовании перемен. Вот, например, ссылка на выступление руководителя проектная группа «Метавер» http://smartia.ru/content/dmitrii-peskov-o-novom-obrazovanii . Едва ли не каждый месяц выходят публикации о школе будущего на интернет-сайтах и в периодических изданиях. Так недавно в журнале «Народное образование» (№ 6 за 2011 год) вышла статья Я. Куваевой «Архитектура школы будущего: среда обучения». О чем говорит этот интерес к будущему? Это предвестник больших и скорых перемен в образовании? Или - просто «указатель» на некий шанс прорыва? Попробуем сначала ответить на другой вопрос: а чем обусловлена эта тенденция массового стремления заглянуть в «завтрашний день»? Мы бы выделили два момента. Первое. Расхождение между быстротой происходящих в социуме изменений и консерватизмом системы образования. Жизнь вокруг школы уже идет совершенно другая, а содержание образовательных программ осталось почти таким же, как и 20 лет назад. Второе. Расхождение между появлением новых методологических и методических подходов, которые используются в бизнесе, психологии, сфере общественных коммуникаций, инновационной педагогике и теми методикам, которые практикуются в большинстве школ. Скажем та же конференции EduCamp – 2010 была организована по особой технологии, позволяющий активизировать креативность участников коллективного обсуждения. Но ведь подобные методы можно использовать и в образовании. Более того – наверняка, нечто подобное в образовании используются, но очень локально, как исключение из общего правила. Как, впрочем, и все известные педагогические методики, направленные на развитие креативности… Таким образом, несоответствие школьных практик жизненным реалиям стало уже столь очевидным, что, кажется, дни школы в ее сегодняшнем виде сочтены. Кажется, что принципиальные изменение формы и содержания общего образования вопрос обозримого будущего. Но так ли это? Вспомним, в свое время успех научно-технической революции (создание первых роботов, компьютеров, начало освоения космоса) стимулировал появление множества фантастических романов о будущем. Многое ли из описанного в этих книгах осуществилось к 2011 году? На это не так то просто ответить однозначно – не правда ли? Картина представится еще более сложной, если учесть, что в размышлениях экспертов о «парадигме образования 21 века» заявляются цели, которые, мягко говоря, отличаются от «парадигмы образования» большинства влиятельных российских политиков. Эксперты в своих текстах говорят о развитии творческого мышления, социальной активности, универсальных умений. А в политике, похоже, при рассмотрении вопросов образования преобладает ориентация на потребности рынка и раннюю узкую специализацию (начиная уже со старшей школы). Правда, каковы эти потребности рынка и какого рынка (нынешнего или того, который возникнет после «переориентации экономики на инновационные «рельсы») далеко не ясно. В то же время противоречия между школьной и внешкольной реальностью продолжают нарастать. Вопрос, что произойдет в течение ближайших 10 лет? Эти противоречия начнут разрешаться или обострятся еще сильнее? И от чего это зависит в первую очередь? Что здесь сыграет решающую роль?"

Ответов - 1

В.В. Лебедева: Умение учиться как цель современного образования Глобальная проблема современной цивилизации - это несоответствие приоритетов образования приоритетам самой человеческой жизни… Педагогическая наука в большом долгу перед школой и обществом. Лишь постигнув суть явлений можно работать над совершенствованием элементов. Бессмысленно работать над совершенствованием техники укладки дороги, если эта дорога в никуда! Мы видим, что заветная цель современной школы — научить школьников учиться — достигается разными путями, но требует радикального изменения образовательной системы. Программа модернизации традиционной школы — это лишь первый шаг на пути к благородной цели воспитания людей, способных к пожизненному самообразованию. Однако именно такие люди востребованы современным рынком труда. Не случайно задача «научить учиться», писавшаяся раньше в самом конце списка задач школьного образования, после длинного перечня более существенных (в те времена) умений, выдвинулась в первые строки этого перечня. Наука может быть только мировой. Если она таковой не является, это не наука, а расписка в провинциализме. Участие в международном мониторинге качества образования может помочь России преодолеть изоляционизм отечественной психолого-педагогической науки, включиться в мировое сообщество. Необходимым условием включения в мировое сообщество является владение иностранными языками. Кроме непосредственной задачи нахождения общего языка это полезное и интересное занятие (а изучение иностранных языков, несомненно, таковым является) несет в себе дополнительную и очень важную функцию: развитие головного мозга учащегося и, как следствие, личностное развитие субъекта. Школа английского языка “MASTER CLASSES” включается в глобальное образовательное пространство путем привлечения новых информационных технологий и вовлечения в непосредственный образовательный процесс носителей языка. Так в практику вошли международные вебинары и экзамены. Есть еще один нюанс размером в счастье: если человек не справляется с массой постоянно "сваливающихся" на него задач, то у него портится характер. Известно: посеешь характер — пожнешь судьбу. Хотите видеть нормальных, благополучных, счастливых детей — учите их правильно, в соответствии с действительными потребностями самих детей и новыми реалиями общества. Кстати, в этом случае дети не оказывают такого сопротивления учебе, которое испытывает сегодня на себе обычная массовая школа. Недаром один из выпускников назвал школу английского языка островком счастья.



полная версия страницы